ALP-GROUP

Жизнь - дар Божий человеку или есть ли право на смерть

Жизнь - дар Божий человеку или есть ли право на смерть

Есть вопросы, однозначный ответ на которые с точки зрения права дать невозможно.


«Жизнь есть дар Божий человеку» – говорит нам Русская православная церковь. Правом на жизнь наделен каждый из нас, и это закреплено на законодательном уровне, но есть ли у нас право на смерть? Есть ли право сделать выбор в пользу смерти, когда жизнь становится мучительно невыносимой?


Эвтаназия или «благая смерть» - это умышленное лишение жизни неизлечимого больного, целью которой является облегчение невыносимой боли и физических страданий.


Со стороны пациента эвтаназия может быть добровольной и недобровольной. Добровольная форма заключается в выражении больным своего личного желания ускорить свою смерть; недобровольная применяется в случае невозможности больным выразить свое мнение, тогда решение принимается близкими родственниками либо опекунами.


Со стороны врача разделяют активную и пассивную форму эвтаназии. При активной форме врач совершает действия, которые приводят к быстрому наступлению смерти. Пассивная форма означает, что врач перестает оказывать медицинскую помощь больному, что в итоге также приведет к смерти; такая форма не запрещена законом и применяется.


Любая из этих форм обязательно должна проходить с согласия самого больного, либо с согласия родственников или опекунов.


На сегодняшний день стран, в которых проводится данная процедура, не так много. Самыми первыми легализовали эвтаназию Нидерланды в 2002 году, в этом же году она была узаконена в Бельгии. Пять штатов США: Орегон, Вермонт, Вашингтон, Монтана и Калифорния – поддержали законопроект и разрешили процедуру эвтаназии. Колумбия, Люксембург, Швейцария, Германия, Албания, Канада и Япония тоже входят в список стран, применяющих эвтаназию. С 1 июня 2019 года в австралийском штате Виктория смертельно больные смогут обращаться в медицинские учреждения в целях добровольного прекращения жизни.


Более миллиона граждан России безнадежно больны и очень многие из них задумываются об эвтаназии; однако в Совете Федерации законопроект о легализации эвтаназии не получил своего одобрения, и в соответствии с нормами Уголовного кодекса РФ данные действия квалифицируются как умышленное причинение смерти другому лицу (ст. 105).


Существует множество споров между политиками, медиками, философами, юристами и истинно верующими людьми о необходимости введении процедуры «милосердного убийства», ведь легализация эвтаназии может привести к ряду значительных проблем: она может стать методом совершения убийства, злоупотреблением должностным положением, подкупа медицинского персонала или умышленного нанесения вреда человеку. Как понять, сознательно ли человек хочет оставить этот мир? Вдруг на него оказывается давление со стороны, вдруг он находится в депрессии, стрессе или какой-либо, по его мнению, безвыходной ситуации?


27 июня 2017 года Европейский суд по правам человека, который должен защищать человека, его права и свободы, отнял у британского 10-месячного мальчика самое важное право – право на жизнь.


Медики Великобритании выявили у мальчика неизлечимое заболевание и, исходя из «милосердных побуждений», врачи приняли решение «усыпить» ребенка. Родители мальчика бились за его жизнь до последнего, выражали протесты, собирали деньги на экспериментальную терапию, прошли все круги апелляционного ада судебной системы Великобритании, однако ЕСПЧ вынес мальчику «смертельный приговор». Сын умер у матери на руках. Но было ли на это право моральное?..


Помимо правовых аспектов, лишение жизни человека несовместимо с Клятвой Гиппократа, которая гласит: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла…».


Если смертельно больной решил добровольно расстаться со своей жизнью, вопрос, почему он не выбрал метод самоубийства? Вариантов ответа здесь три: либо по религиозным соображениям, например, в православной вере церковь осуждает самоубийство, признает грехом, а эвтаназия - это своего рода и убийство, и самоубийство. Если так, то переложение этого действия на врача - не грех ли?


Кстати, более 50% опрошенных врачей утверждают, что даже в случае легализации эвтаназии, они не согласятся оказывать такого рода «помощь» даже безнадежно больным.


Второй вариант ответа – страх; больной, биологическая смерть которого уже неминуема, просто боится свести счеты с жизнью. И последнее – это физическая невозможность лишить себя жизни, например, паралич. Ввиду постоянного нахождения без движения, психика таких людей, в принципе, не может быть здоровой, поскольку мозг не может эффективно работать.


Если подходить к вопросу с этической стороны: процедура предполагает обязательное согласие как самого больного, так и его близких. Смерть родного человека всегда проходит болезненно, а тут еще ему пришлось лично дать согласие на это и в дальнейшем жить с таким непростым решением. Поэтому, с одной стороны, да, проявляется милосердие к умирающему, но будет ли это милосердием к живым, принявшим в этом участие? Стоит ли обманывать естественный порядок вещей?


Эвтаназия - убийство или милосердие – можно рассуждать очень долго, да и как можно сделать какой-то вывод – «за» или «против» такой смерти - не пережив мучений, которые переживают смертельно больные люди?


На сегодняшний день очевидно, что Россия пока не готова к легализации и правовому обоснованию эвтаназии как «акта милосердия». Нет и единодушия в отношении к ней в мировом сообществе. Ясно одно – если та или иная страна легализует эвтаназию на законодательном уровне, то ей необходимо как можно более детально урегулировать данный институт; иначе данный шаг породит множество фатальных возможностей для злоупотреблений.


В любом случае, этической, религиозной и моральной стороны проблемы избежать не получится.