ALP-GROUP

Прекращение недействующего лица

Прекращение недействующего лица

1. Появление нормы и ее цели

Статья 64.2 ГК «Прекращение недействующего юридического лица» введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ и устанавливает возможность прекращения недействующего юридического лица и исключения его из ЕГРЮЛ.


Несмотря на то, что законоположения, содержащиеся в данной статье, являются новеллами ГК РФ, само понятие "недействующее юридическое лицо", а также административный порядок прекращения юридических лиц (исключение их из ЕГРЮЛ) появились в российском законодательстве еще в 2005 г., когда Закон о государственной регистрации был дополнен положениями об исключении недействующих юридических лиц, прекративших свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. В целом указанный институт вполне успешно использовался для борьбы с "мертвыми" юридическими лицами, однако выделялась некоторая его "оторванность" от общих положений ГК РФ. Видимо, это и вызвало предлагаемые изменения.


По правилам, установленным данной статьей, недействующим и подлежащим исключению из ЕГРЮЛ юридическим лицом считается юридическое лицо:


  • которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах;
  • не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Возникает вопрос: почему при непредставлении одних документов (документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах) действует административная процедура исключения недействующего юридического лица, тогда как непредставление других документов является основанием для обращения в суд с требованием о признании организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из ЕГРЮЛ.


Также, если буквально рассматривать норму ст. 21.1. Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", то можно сделать вывод о безусловном исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии в совокупности двух указанных выше обстоятельств без учет иных факторов, которые также могут свидетельствовать об осуществлении юридическим лицом хозяйственной деятельности.


Однако правоприменительная практика смогла предотвратить произвольное и основанное на буквальном толковании закона исключение налоговыми органами юридических лиц из реестра.


  1. Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2014 г. по делу N А41-38665/13

    Представитель Общества обратился в арбитражный суд к налоговому органу с заявлением о признании недействительным решения о ликвидации общества.


    Не согласившись с принятым по делу постановлением, Налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.


    Доводы Налогового органа:


    • исключение из ЕГРЮЛ общества, как фактически прекратившее деятельность, было произведено в соответствии с действующим законодательством, и права заявителя не нарушает;
    • Налоговый орган считает, что не проведение операций по банковским счетам, а также непредставление отчетности коммерческой организацией в соответствии с действующим законодательством служит определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация недействующей;
    • Налоговый орган считает, что не проведение операций по банковским счетам, а также непредставление отчетности коммерческой организацией в соответствии с действующим законодательством служит определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация недействующей;

    Доводы представителя Общества:


    • наличие условий, предусмотренных в пункте 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, не является безусловным основанием исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, поскольку они могут свидетельствовать о нарушении норм налогового законодательства, однако, сами по себе не являются основанием для исключения юридического лица из реестра;

    Кассационная коллегия заняла позицию представителя Общества и указала следующее:


    • обстоятельства дела могут свидетельствовать лишь о нарушении норм налогового законодательства, однако, сами по себе, без учета и исследования всех обстоятельств в совокупности, не могут служить безусловным основанием для исключения юридического лица из реестра;
    • непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения такой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том, что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.
    • согласно выписке из ЕГРЮЛ налоговым органом 22.02.2012 были внесены изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления, а именно: о наличии протокола от 12.02.2012 N 11 общего собрания участников Общества, из содержания которого следует, что участниками общества проведено общее собрание. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что в отчетный период с 10.08.2011 по 10.08.2012 Общество осуществляло свою деятельность.
    • кроме того, как установлено судом и не опровергнуто Налоговым органом, генеральный директор Общества 28.02.2012 обращался в ИФНС России по г. Балашихе с заявлением о предоставлении справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам по состоянию на 01.03.2012. Данное заявление было принято и зарегистрировано Налоговым органом 11.03.2012, однако, оставлено без ответа.

  2. Аналогичная позиция содержится в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2014 г. по делу N А45-21122/2013

    Апелляционный суд в указанном постановлении, в частности, отметил, что:


    • исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ лишь по формальным основаниям, указанным в пункте 1 названной нормы права. Наличие данных признаков императивно влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.

2. Цели


  • обеспечение стабильности гражданского оборота;
  • обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ;
  • обеспечение доверия к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ со стороны третьих лиц;
  • предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц (борьба с «фирмами-однодневками»);
  • по оценке налоговых органов и с учетом реальных возможностей судебной системы ликвидация недействующих юридических лиц в судебном порядке займет не менее 15 лет и потребует значительных бюджетных средств, в том числе в связи с необходимостью увеличения численности судей. Данная норма позволит быстро и с минимальными затратами решить задачу исключения недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц с предоставлением необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц"

3. Порядок исключения из ЕГРЮЛ

Установлен в ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 28 декабря 2016 г.)


  1. Выявление налоговым органом одновременно двух условий:
    • ЮЛ в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности;
    • ЮЛ не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

  2. Принятие налоговым органом решения о предстоящем исключении компании из реестра.
    • В нем содержится информация о порядке и сроках направления заявлений самой компанией, ее владельцами, кредиторами и иными заинтересованными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
    • Публикуется в Вестнике государственной регистрации: http://www.vestnik-gosreg.ru (п. 1 Приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@).
    • Поэтому кредиторам следует действовать осмотрительно и отслеживать информацию по своим дебиторам, хотя бы по самым значимым, чтобы не упустить возможность заблокировать административную процедуру прекращения их деятельности (Постановление ФАС ЗСО от 20.02.2013 по делу N А81-921/2012).
    • Риск невозможности взыскания долгов в результате исключения компании из ЕГРЮЛ лежит на ее кредиторе (Постановление ФАС ЗСО от 06.08.2014 по делу N А03-13327/2013).

  3. Направление заявлений заинтересованными лицами

    Требования к указанным заявлениям:


    • должны быть мотивированными;
    • направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
    • в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

    При поступлении заявлений регистратор не принимает решения об исключении компании из реестра, при этом п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ ему не предоставлено право входить в обсуждение обоснованности заявлений, оценивать их правомерность. Сам факт их подачи не дает права исключить недействующее ЮЛ из реестра. Впоследствии регистратор не лишен возможности повторно инициировать данную процедуру, при этом 12-месячный срок нужно будет отсчитывать заново.


  4. Если никакие заявления к регистратору не поступают, он принимает решение об исключении компании из ЕГРЮЛ
  5. Обжалование в суде решения об исключении компании из ЕГРЮЛ
    • Срок: в течение года со дня, когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
    • Поскольку Законом N 129-ФЗ возможность восстановления пропущенного срока не предусмотрена, участникам гражданского оборота следует быть особо внимательными и не затягивать с оспариванием закрытия компании.

    В доктрине считают, что основой разграничения банкротства, исключения из ЕГРЮЛ, ликвидации по правилам ГК РФ являются:


    • степень достаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов;
    • нахождение юридического лица в процессе ликвидации^

      - Ликвидация по правилам ГК РФ применяется в случаях, когда имущества организации достаточно для расчетов с кредиторами;


      - Банкротство - когда имущества не хватает для полного удовлетворения требований кредиторов, но достаточно для проведения процедуры банкротства и частичного удовлетворения требований;


      - Административный порядок прекращения юридических лиц применяется тогда, когда у юридического лица полностью отсутствует имущество или его недостаточно даже для проведения ликвидационной процедуры.



    КС РФ


    Постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 N 10-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Отделсервис»:


    п. 2 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации (регулирующий процедуру исключения из ЕГРЮЛ) признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение допускает исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из ЕГРЮЛ юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства, что приводит к утрате права кредитора в процедурах банкротства под контролем суда разрешить вопросы об удовлетворении своих имущественных требований по обязательствам должника ;


    Вскоре был внесены поправки в Закон о государственной регистрации ЮЛ о том, что Решение о предстоящем исключении не принимается, если у налогового органа имеются сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.


    • При подаче иска в суд либо при подаче заявления о признании должника банкротом кредитору будет нелишним направить письмо регистратору об этом, чтобы тот не применял рассматриваемую процедуру (Постановление ФАС ПО от 15.05.2014 по делу N А55-14833/2013).

    Ликвидация по правилам ГК РФ vs Исключение из ЕГРЮЛ


    • основанием для "запуска" исключения недействующего ЮЛ является презумпция прекращения деятельности юридического лица,
    • финальный юридическим фактом - исключение из ЕГРЮЛ.

    Логика выстраивается такая: прекращение деятельности - реализация состава исключения - исключение из ЕГРЮЛ как финальный факт (он же - факт прекращения юридического лица).


    При ликвидации иначе:


    • решение органа управления самого лица (или суда, или уполномоченного государственного органа, или вступление в силу федерального закона, или иной факт) - "запуск" процедуры ликвидации;
    • внесение записи в ЕГРЮЛ (как факт прекращения). Финальное положение видим в ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей": "Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц".

    То есть в случае исключения мы имеем презумпцию прекращения деятельности еще до прекращения, а при ликвидации прекращение деятельности - это следствие прекращения самого лица.