ALP-GROUP

А Вы знали, что в России действует презумпция согласия на донорство после смерти?

А Вы знали, что в России действует презумпция согласия на донорство после смерти?

Да, это действительно так и об этом нам говорит ст. 8 Закона РФ от 22 декабря 1992 года «О трансплантации органов и (или) тканей человека», а также ст. 47 ФЗ от 21 ноября 2011 года №323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

 

Будучи живым, гражданин может сообщить о том, что он против посмертной пересадки его органов. Если такого заявления нет, родственники могут сообщить о своем личном несогласии с трансплантацией.

 

Тем самым, если медицинское учреждение было поставлено в известность о несогласии пересадки органов умершего нуждающимся – изъятие органов и тканей является недопустимым.

 

Лично заявить о нежелании предоставить органы для нужд трансплантации можно: в устной форме в присутствии свидетелей либо в заверенной нотариусом или руководителем медицинской организации письменной форме.

 

При этом человек должен быть совершеннолетним и дееспособным. В ином случае такой порядок должен быть соблюден супругом/супругой, одним из близких родственников или законным представителем. В дальнейшем эта информация вносится в медицинские документы.

 

На практике не совсем ясно, как это все происходит. Здоровый человек не особо задумывается о своей смерти и вряд ли пойдет к нотариусу, чтобы оформить такого рода заявление.

 

Стать посмертным донором может не каждый, а лишь люди со «смертью мозга», то есть когда имеются безусловные основания для констатации факта смерти. Медицинские работники могут приступить к подготовке к операции только после получения подписей врача-реаниматолога, заведующего отделением реанимации и судебно-медицинского эксперта в акте о наступлении биологической смерти человека. Если же человек умер не в больнице, его сердце уже остановилось, а скорая медицинская помощь не успела приехать - такие органы уже не могут служить трансплантами.

 

Нередко на врачей подаются исковые заявления - родственники выражают свое несогласие с уже осуществившимся донорством органов или тканей умершего. Так, например, «дело Алины Саблиной» дошло до Конституционного суда РФ. В 2014 году 19-летняя студентка попала в ДТП, в связи с серьезными травмами была доставлена в реанимацию и находилась в состоянии комы. Через шесть дней девушка умерла. Уже после смерти дочери мать узнала об изъятии ее некоторых органов для «нуждающихся». Обратившись в суд, мать и бабушка умершей требовали компенсации морального вреда, ввиду того, что не были проинформированы о необходимости выразить несогласие, а также не давали свое согласие и в принципе не знали о заборе органов, но ни одна из судебных инстанций требований не удовлетворила. 10 февраля 2016 года Конституционный Суд РФ разъяснил, что Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» опубликован для всеобщего сведения, и ввиду этого лица, которые заинтересованы в деле, имели возможность с ним ознакомиться.

 

Российские медики утверждают, что обсуждать вопрос будущей трансплантации органов с родными умирающего человека – бесполезно. В таком состоянии они не могут понять, что такое смерть головного мозга; что человек уже мертв, просто тело остается на некоторое время живым и именно на этом этапе можно провести забор органов. Родственники в состоянии аффекта и горя не думают, что можно дать жизнь другому человеку, а, может, и не одному.

 

Быть может, не стоит скрывать и с молчаливого согласия забирать органы, а спрашивать близких умирающего об их согласии с пересадкой органов; попытаться объяснить, что нужно принять это горе, что их родной человек умирает, но он может дать «вторую жизнь» тем, кто еще жив и очень ждет донорской помощи. Не оказавшись в такой ситуации, сложно рассуждать на эту тему.

 

Русская православная церковь говорит о том, что «принцип жертвы не должен быть принудительным. Любовь, а в жертве и заключается настоящая любовь, может быть только свободной». В случае, если человек добровольно проявит желание стать донором своих органов, Церковь считает это настоящим христианским поступком.

 

Трансплантация органов и тканей – тема очень деликатная и вызывает неоднозначную реакцию общественности. Средний коэффициент изъятий органов в России – 2,9 на миллион граждан, что катастрофически мало для проведения всех необходимых пересадок. Ввиду вышеизложенного, необходимо наладить систему посмертного донорства и привить населению чувство доброжелательности и гуманизма.